Вопросы воспитания творческой личности в дошкольном возрасте особо важны, так как образование – это не только передача знаний, научение знаниям, но и формирование самого себя, а точнее – проявление в себе самого себя. Понимая значимость включения всех каналов восприятия при организации обучения возникла необходимость поиска современных средств визуализации информации. Термин «технология визуализации учебной информации» был предложен Лаврентьевым Г.В. и Лаврентьевой Н.Е. Расширяя границы данной технологии, авторы понимают под визуализацией не только знаковые, но и некоторые другие образы «визуализации», выступающие на первый план в зависимости от специфики изучаемого объекта. Это могут быть следующие базовые элементы зрительного образа: точка, линия, форма, тон, цвет, размер, масштаб.
Визуализация – это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания.
Необходимость визуализации информации обуславливается еще и тем, что дети дошкольного возраста окружающую действительность воспринимают непроизвольно, направляя свое внимание на то, что их больше привлекает – яркие образы, эмоциональные ситуации.
Педагоги в своем методическом арсенале широко используют традиционные средства визуализации: картины, иллюстрации, рисунки, фотографии, видеоматериалы, макеты, таблицы, муляжи, коллекции, звуковую наглядность – аудиозаписи. Успех визуализации напрямую зависит от того, какое выбрано средство визуализации, как его используют и как оно оформлено. При организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста результативными являются следующие формы и методы визуализации: инфографика, скрайбинг, таймлайн, кроссенс, кластер, фотоколлажи, виртуальные экскурсии.
Ссылки на Интрнет-ресурсы ДЦРР № 1 г.Лида
по использованию средств визуализации информации
Методическая разработка. Визуализация
https://youtu.be/a17AukpED6Y - занятие «Математический калейдоскоп»
Инфографика (образовательные области «Развитие речи и культура речевого общения», «Обучение грамоте», «Художественная литература»):
«У лукоморья дуб зелёный» А.С. Пушкин отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» https://youtu.be/a_8edZdM0kE
Составление рассказа «Грустный лимон» https://youtu.be/l2H2Mh3fqaY
Составление рассказа «Апельсин» https://youtu.be/RkIWd7yPe5M
Составление рассказа «Необычный кот» https://youtu.be/sG3Xaxx2Sv8
Автоматизация в речи звуков [л], [к] https://youtu.be/-6BzNfYOJfs
«Чистоговорки» https://youtu.be/v7tggpyrxjw
Кластер (образовательные области «Музыкальное искусство», «Ребенок и природа»):
«Произведения П.И. Чайковского» подгрупповая форма работы, «Произведения Н.Римского-Корсакова» индивидуальная форма работы https://youtu.be/SOPuqzWIBfc
«Овощи» https://youtu.be/plArp422A7s
Кроссенс (образовательные области «Ребенок и природа», «Ребенок и общество»):
«Мир эмоций» https://youtu.be/ao10k-qJbRE
«Достопримечательности Лидчины» https://youtu.be/pDS4NSuzzAE
«Мир овощей. Картофель», «Блюда белорусской народной кухни» https://youtu.be/9HPfOAehXQM
«Люди, прославившие Беларусь» https://youtu.be/wnbpG1iOwm4
«Что такое доброта» https://youtu.be/6bx0mkN67hY
Скрайбинг (образовательные области «Музыкальное искусство», «Ребенок и природа», «Ребенок и общество»):
«Вось які мурлыка» (бел.нар.мел. в обр. Д.Каминского) https://youtu.be/jNQkDOUy1sQ
«Готовим компот» https://youtu.be/bFv87oEvbTQ
«Культура поведения» https://youtu.be/OwJ08o8JRN8
«Лента времени» (образовательные области «Физическая культура», «Ребенок и природа», «Элементарные математические представления»):
«Как вырастить помидор» https://youtu.be/IBvOFu3yN30
«Временные отрезки вечера и утра» https://youtu.be/6AhYbFnmWuY
«Как появляются птицы на свет» https://youtu.be/4IzwNiPekho
«Общеразвивающие упражнения» https://youtu.be/WH1aeM4QK_Q
«Прыжки в длину с места» https://youtu.be/jZ-5QakPIG8