Кинезиологические упражнения для развития полушарий головного мозга

I блок    Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Улучшают мыслительную деятель­ность, синхронизируют работу полу­шарий, способствуют улучшению за­поминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

1. Массаж ушных раковин. Уши силь­но разотрем, и погладим, и помнем. По­массировать мочки ушей, затем всю уш­ную раковину. В конце упражнения рас­тереть уши руками.

2.  Качание головой. Покачаем голо­вой - неприятности долой.

Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед и медленно раскачивать головой из сто­роны в сторону.

3.  Кивки. Покиваем головой, чтобы был в душе покой.

Медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад.

4.  Шея-подбородок. Опусти и голов­кой покрути.

Поворачивать голову медленно из стороны в сторону, дышать свободно. Подбородок должен быть опущен как можно ниже. Расслабить плечи. Повора­чивать голову из стороны в сторону при поднятых плечах с открытыми глазами.

5.  «Домик». Мы построим крепкий дом, жить все вместе будем в нем.

Соединить концевые фаланги вы­прямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на паль­цы левой руки. Отработать эти движе­ния для каждой пары пальцев.

6. «Ладошка». С силой на ладошку да­вим, сильной стать ее заставим.

Пальцами правой руки с усилием на­жать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для дру­гой руки.

7.  «Колечко». Ожерелье мы составим, маме мы его подарим.

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последо­вательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в об­ратном порядке (от мизинца к указа­тельному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

8.  «Внимание». Чтоб внимательными быть - нужно на ладонь давить.

Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внима­ния, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. При на­жатии - выдох, при ослаблении - вдох. То же самое с правой рукой.

9. «Поворот». Ты головку поверни, за спиной что? Посмотри.

Повернуть голову назад и постарать­ся увидеть предметы, находящиеся сза­ди.

10. «Ладошки». Мы ладошки разотрем, силу пальчикам вернем.

Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх-вниз по ла­дони левой руки. То же для правой руки.

11. «Потанцуем». Любим все мы тан­цевать, руки-ноги поднимать.

Поднять (не высоко) левую ногу, со­гнув ее в колене, и кистью (локтем) пра­вой руки дотронуться до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и ле­вой рукой.

12.  «Дерево». Мы растем, растем, рас­тем и до неба достаем.

Сидя на корточках, спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это семечко, которое постепенно прорас­тает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, распрямить тулови­ще, вытянуть руки вверх. Подул ветер. Раскачивать тело, имитируя дерево.

13.  «Водолазы». Водолазами мы ста­нем, жемчуг мы со дна достанем.

Лечь на спину, вытянуть руки. По ко­манде одновременно поднять прямые ноги, руки и голову. Держать позу мак­симально долго.

14. «Отдохни» (для снятия эмоцио­нального напряжения). Сам себя ты успокой, тихо песенку пропой. Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь боль­шим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделать вдох. Упражнение выполнять двумя ру­ками одновременно. 

 

II блок Упражнения для развития творческого (наглядно-образного) мышления (правое полушарие)

15. «Очищение». Нужно правильно дышать, чтоб внутри все очищать.

Вдыхать левой ноздрей, выдыхая че­рез правую ноздрю. На вдохе предста­вить, как с воздухом «золотисто-сереб­ристая» энергия проходит через левую ноздрю, левую часть горла, левую часть сердца и желудка и доходит до копчика. При выдохе «желтая больная энергия» выходит через правую часть тела (пе­чень, почки, правая часть сердца, пра­вую часть горла и правую ноздрю). За­тем вдыхать правой ноздрей, а выды­хать левой. Цикл повторить три раза.

16. «Позевай». Крепко зубки мы по­трем, а потом сладко зевнем.

Закрыть глаза. Массировать зоны со­единения верхних и нижних коренных зубов указательными и средними пальца­ми одновременно справа и слева, сделать громкий, расслабляющий звук зевоты.

17. «Руки». Рукам чтобы силу дать– нужно крепче их сжимать. Согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполнять до максимальной усталости кистей. За­тем расслабить руки и встряхнуть.

18. «Запястье». Чтоб сильна была рука – разотрем ее слегка.

Обхватить левой рукой запястье пра­вой руки и массировать. То же правой рукой.

19. «Ладонь». На ладонь сильней на­жми, силу ты в нее вотри. Фалангами сжа­тых в кулак пальцев производить движе­ния по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки. Руки поменять.

20. «Полет». Мы как птицы полетим — сверху вниз мы поглядим. Стоя, сделать несколько взмахов руками, разводя их в стороны. Закрыть глаза, представить се­бе, что вы летите, размахивая крыльями.

21.  «Гибкость». Чтобы очень гибким стать - нужно ножки нам сгибать. Лежа на полу, коснуться локтем (кистью ру­ки) колена, слегка приподнимая плечи и сгибая ногу.

22. «Успокойся». Себя мы успокоим са­ми, мы постоим с закрытыми глазами. Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокой­но, не торопясь, сжимать кулак с усили­ем. Затем, ослабляя усилие сжатия кула­ка, сделать вдох. Упражнение выполнять двумя руками одновременно с закрыты­ми глазами. 

 

III блок Упражнения для развития абстрактно-логического мышления (левое полушарие)

В результате упражнений улучшается память, повышаются интел­лектуальные возможности, развиваются математические способности, активи­зируется работа головного мозга.

23. «Язычок». Язычок вы покажите, на него все посмотрите. Движения языком вперед-назад.

24. «Язычок». Нужно двигать язычком, он отплатит вам добром. Движение язы­ка в разные стороны.

25. «Ротик». Чтобы лучше нам жевать, нужно ротик открывать. Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движе­ния, сначала слева направо, затем наоборот. 

 

IV блок Упражнения для профилактики нарушения зрения и активизации рабо­ты мышц глаз

26. «Глазки». Чтобы зоркими нам быть - нужно глазками крутить. Вращать гла­зами по кругу по 2-3 секунды.

27. «Глазки». Зорче глазки чтоб гляде­ли, разотрем  их еле-еле.  В течение минуты массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.

28.  «Глазки». Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг. Глазами и вы­двинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из сто­роны в сторону).

29.  «Глазки». Чтобы зоркими нам стать, нужно на глаза нажать. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунды.

30. «Глазки». Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз и все сначала. Под­нять глаза вверх. Опустить глаза. Повер­нуть глаза в правую сторону, затем в ле­вую сторону.

31. «Глазки». Быстро-быстро помор­гай - отдых глазкам потом дай. Быстро моргать в течение 1-2 минут.

32. «Глазки». Нужно глазки открывать, чудо чтоб не прозевать. Широко откры­вать и закрывать глаза с интервалом в 30 секунд.

33. «Глазки». Треугольник, круг, квад­рат нарисуем мы подряд. Нарисовать глазами геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) сначала по часо­вой стрелке, затем против.

 

V блок    Упражнения на дыхание

34.  «Глубоко мы все подышим, сердце мы свое услышим». Сесть, вытянуть ноги и скрестить их. Кисти рук развернуть ладонями в стороны, переплести паль­цы в замок и на уровне груди удобно вы­вернуть их. Расслабиться, закрыть глаза, глубоко дышать.

35. «Глубоко мы все вздохнем и дыха­ние прервем. Вниз закрутим ушки, ушки- непослушки». Глубоко вздохнуть. За­вернуть уши от верхней точки до мочки. Задержать дыхание. Выдохнуть с откры­тым сильным звуком «А-а-а» («У-у-у»).

36. «Если медленно подышим, то весь мир вокруг услышим». Стоя, опустить ру­ки, сделать быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. За­тем, медленно выдыхая, опустить руки вдоль тела ладонями вниз.

Можно разбить эти блоки на комплексы:

Комплекс 1. Упражнения 5, 6, 7, 23, 25, 30, 34.

Комплекс 2. Упражнения 2, 13, 17, 27, 28, 35.

Комплекс 3. Упражнения 3, 4, 8, 12, 18, 25, 35.

Комплекс 4. Упражнения 14, 17, 19, 20, 21, 24, 29.

Комплекс 5. Упражнения 9, 10, 11, 22, 24, 31, 36.