Схема анализа занятия

Анализ позволяет выявить уровень проведения занятий педагогом. Целью  является выделение сильных и слабых сторон педагога, помощь ему в повышении своей квалификации в том или ином направлении.

Для анализа проведенного занятия можно использовать одну из нижеприведенных схем.

 


Схема  № 1

Предлагаемая схема анализа позволяет компактно (в баллах) представить разноуровневые характеристики содержания и формы занятия.

0-3 балла– низкий уровень;

4-7 баллов– средний уровень;

8-10 баллов– средне- высокий уровень;

11-14 баллов–высокий уровень.

 Содержание анализа

 

1.         Создание начальных условий для эффективного проведения занятия (от 0 до 2 баллов).

2 балла дается при условии:

  • отсутствие задержек и отступлений от темы на занятии;
  • учебные пособия способствуют быстрому включению ребенка в работу, привлекательны для него.

2. Адаптация предлагаемого материала к детям

3 балла дается при условии:

  • содержание материала обучение соответствует возрасту детей;
  • детям даются разноуровневые задания;
  • учитываются индивидуальные особенности.

3. владение методами обучения (от 0 до 2 баллов).

2 балла дается при условии:

  • методы разнообразны (не менее 2-х);
  • методы оригинальны;
  • информация и материал соответствуют теме занятия;
  • стимулирование развития интеллектуальных функций (память, внимание, мышление, речь и тд.).

4. Техника объяснений (от 0 до 2 баллов).

2 балла дается при условии:

  • материал соответствует эстетическим нормам;
  • речь воспитателя грамотна;
  • воспитатель разъясняет непонятные моменты.

5. Взаимодействие с детьми (от 0 до 3 баллов).

3 балла дается при условии:

  • побуждение детей оценивать и корректировать работу друг друга;
  • избегание прямых указаний и  коррекций действий ребенка, больше поощрений, чем замечаний;
  • стимулирование активности детей на занятии;
  • поддержание положительного эмоционального тона занятия.

1. Поведение в группе  (от 0 до 2 баллов).

2 балла дается при условии:

  • использование методов активизации внимания;
  • не замечает мелкие непреднамеренные нарушения дисциплины, а на серьезные– реагирует немедленно и взвешено.

 


Схема № 2

Анализ целей. Оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей занятия с учетом особенностей учебного материала, места данного занятия по теме, уровня подготовленности детей. Степень достижения целей занятия.

Анализ структуры. Соответствие структуры задачам и целям. Продуманность выбора типа занятия, его структура, логическая последовательность и взаимосвязь этапов. Целесообразность распределения времени занятия. Рациональность выбора форм обучения. Наличие плана и организация его выполнения воспитателем. Оборудование занятия. Рациональная организация труда воспитателя и детей.

Анализ содержания. Соответствие содержания требованиям программы. Полнота, достоверность, доступность изложения. Научный уровень излагаемого материала. Степень нравственного влияния, воспитательная направленность занятия. Реализация развивающих возможностей  занятия в плане формирования активной детской деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов. Подведение детей к восприятию новых знаний. Выделение главной идеи нового материала. Формирование основных понятий, словарного запаса.

Организация самостоятельной работы детей. Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности детей. Инструктаж  и помощь воспитателя.  Степень усвоения нового материала (эффективность). Связь нового с ранее изученным. Повторение (организация, формы, приемы, объем).

Анализ методики проведения занятий. Определение обоснованности и правильности отбора материалов, приемов и средств обучения, из соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям, учебным возможностям данного возраста детей. Разнообразие приемов и методов, применяемых воспитателем.  Эмоциональность  подачи материала. Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения. Оценка методической вооруженности и педтехники воспитателя.

Анализ работы и поведения детей на занятии. Общая оценка работы детей: интерес, активность, работоспособность на различных этапах занятия, организация самостоятельной детской деятельности. Оценка целесообразности и эффективности применяемых форм работы. Приемы поддержания у детей интереса к занятию и дисциплины.

Культура общения воспитателя с детьми, соблюдение норм педагогической этики и такта, оценка созданного им морально- психологического климата в детском коллективе.

Оценка санитарно- гигиенических норм условий занятия.

Общие выводы и предложения.

 


Схема № 3

1.      Место данного занятия в системе занятий.

2.      Место данной темы в общей системе работы.

3.      Подготовленность данного занятия предыдущим обучением и связь с последующим.

4.      Анализ целей и задач занятия:

-              правильность постановки;

-              соответствие содержанию занятия;

-              единство,развивающей, образовательной и воспитательной задач;

-              способы постановки и доведения до детей (ребенка);

-              степень достижения.

5.      Анализ структуры и организации занятия:

-              соответствие темам, целям и задачам;

-              основные этапы, их последовательность и взаимосвязь;

-              четкость перехода от одного этапа к другому;

-              целесообразность распределения времени между этапами занятия;

-              наличие плана занятия и организация его выполнения;

-              продолжительность занятия и его  этапов;

-              соответствие фактического хода занятий запланированному;

-              отступления от конспекта, их причины.

6.      Анализ этапов занятия:

-              содержание этапов, подготовка детей к предстоящему этапу;

-              соответствие учебного материала программе, перспективному плану работы, возрастным особенностям ребенка (группы детей);

-              адекватность выбора материала задачам занятия;

-              методы и приему, используемые на отдельных этапах, их соответствие целям занятия;

-              реализация дидактических принципов обучения;

-              эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала , информационных технологий;

-           степень усвоения нового материала;

-            подведение итогов занятия и деятельности детей.

7.  Оценка здоровьесберегающей направленности занятия:

-           смена видов деятельности;

-           своевременное и качественное проведение физкультурных пауз;

-           разнообразие, взаимосвязь, обоснованность выбора методов и приемов обучения;

-           соответствие использованных методов и приемов возможностям детей;

-           включение заданий с опорой на несколько анализаторов;

-           индивидуальная работа с детьми;

-              доступность и четкость инструкций, эффективность помощи педагога ;

-              упражнения  на развитие общей и тонкой моторики .

8.      Анализ работы и поведения детей на занятии:

-              общая оценка работы группы (ребенка);

-              активность детей (ребенка) в процессе занятия;

-              устойчивость внимания в начале занятия и на основных этапах;

-              особенности познавательной деятельности детей (ребенка);

-              качество выполнения заданий детьми (ребенком);

-              умение детей (ребенка) применять знания  в различных ситуациях;

-              степень овладения практическими навыками.

9.      Личность педагога:

-              знание материала занятия;

-              владение методами и приемами работы на  занятии;

-              умение использовать методические пособия;

-              речь педагога (ясность, точность, эмоциональность);

-              мастерство психологического общения;

10. Оценка самоанализа, сделанного педагогам в ходе ответом на вопросы, поставленные  проверяющим__________________

11. Результаты занятия:

-              достижение цели, задач занятия;

-              оптимальность обучающих действий педагога ;

-              оценка занятий в соответствии с возможностями детей  (ребенка);

-              качество представлений , умений получаемых детьми  (ребенком);

12. Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику других педагогов.

 


 

Схема №4

     

  

Компоненты занятия

Составляющие

1.

Здоровьесберегающие компоненты

-гигиенические условия;

-физкультминутки;

-смена динамических поз;

-пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика;

-целесообразность распределения времени;

-рациональная организация труда.

2.

Содержание занятия

-адаптация новых знаний к детям;

-соответствие требованиям программы; 

-доступность, полнота, достоверность;

-воспитательная направленность;

-реализация развивающих возможностей занятия;

-организация самостоятельной деятельности;

-мониторинг плотности (речевой, обучающей).

3.

Методика проведения

-обоснованность отбора методов, приемов, средств обучения;

-диверсификация приемов и методов;

-соответствие возрастным и половым различиям детей;

-эмоциональность подачи материала;

-способность к импровизации в нестандартной ситуации.

4.

Анализ деятельности детей

-интерес;

-активность;

-работоспособность на разных этапах занятия;

-уровень самостоятельности;

-речевая активность;

-культура общения и поведения;

-морально- психологический климат.